В 1931 году 9 съезд комсомола призвал молодежь осваивать небо. Сейчас трудно понять те противоречивые годы.
В такое трудное время отпускались деньги на покупку дорогих самолетов, постройку парашютных фабрик, авиазаводов, сети аэродромов и аэроклубов, обучение тысяч инструкторов.
Нижнетагильский аэроклуб открыт в 1934 году Постановлением Совета народных комиссаров. «Это большое политическое событие в жизни тагильчан», писала газета «Тагильский рабочий» 17 августа 1934 года. Начальником аэроклуба назначен военный летчик Аксенов А.Г.
Сергей Александрович Черных, будучи первым депутатом Верховного Совета СССР, первый летчик Герой Советского Союза из уральцев, постоянно заботился о развитии учебно-материальной базы аэроклуба. По его ходатайству аэроклуб получил три новых учебных планера.
Большинство тагильских предприятий стали коллективными членами этого клуба и своими денежными взносами участвовали в создании учебной базы.
К началу летной работы аэроклуб имел 3 учебно-тренировочных самолета У-2, купленных на деньги предприятий и частных лиц города. В районе Гальянки на улице Челюскинцев горсоветом было выделено помещение для аэроклуба, в котором оборудованы классы для проведения теоретической подготовки будущих пилотов и планеристов. На окраине города своими силами построили аэродром и ангар для хранения авиатехники.
Уже на 1934-1935 учебный год был утвержден план подготовки авиационных специалистов: 72 чел. пилотов, 200 чел. планеристов, и 500 чел. авиамоделистов. В это же время открывается филиал Нижнетагильского аэроклуба на Уралвагонстрое, куда откомандировываются инструкторы из аэроклуба, выделяется помещение и строится взлетно-посадочная полоса.
Немного позже открываются еще два филиала аэроклуба — в Невьянске и Кушве. В Тагиле работают два планерных кружка: один на железнодорожном узле, имеющий два планера, второй на ВЖР. В трех школах работают кружки авиамоделистов, в которых обучается 48 человек. В начале 1935 года из Военно-Воздушных Сил в аэроклуб прибывают его первый начальник Аксенов А.Г., летчики-инструкторы и технический состав. Комплектуются учебные группы пилотов из молодежи, направляющейся по комсомольским путевкам. На вывозную программу согласно курсу учебно-летной подготовки отводилось от 6 час. 30 мин. до 12 час. 40 мин. Курсанты, не укладывающиеся в максимум, подлежали отчислению. Всего на летную подготовку отводилось 20 часов.
Первый выпуск аэроклуб произвел в 1935 году в количестве 30 человек.
Среди них была одна девушка Зинаида Долженкова. Чуть позже появилась еще одна, которую прозвали «лихая учительница». Т. Г. Миронова. Она была одной из немногих девушек-летчиц, летала лучше всех в своей курсантской группе, поэтому ее и попросили остаться в клубе после выпуска. Правда, работала она… на общественных началах — бесплатно, одновременно оставаясь учительницей в школе. Трудно представить сегодня, как можно совмещать две эти профессии — ей удавалось. «Лихая учительница» не раз попадала в экстримальные ситуации, приходилось садиться с заглохшим двигателем на картофельное поле, «нырнув» под провода между столбов, выходить из «штопора» у самой земли, но это только придавало ей азарта.
В 1935 год аэроклуб получает еще два самолета У-2, но уже с пулеметными турелями и бомбовыми держателями. Здесь уже обучается пять летных групп, в каждой из которых по 12-14 курсантов.
Первым руководителем парашютной секции аэроклуба был П.С. Пономарев — выпускник центральной летно-технической и высшей парашютной школ. В этом же году в аэроклуб прибыл первый парашют, и 7 августа 1935 года был совершен первый в истории Нижнего Тагила прыжок с парашютом. Он вызвал большой интерес молодежи, и за несколько дней было выполнено пять парашютных прыжков. В течение года в городе совершили прыжки с парашютом 110 человек, а с парашютной вышки — 2000 человек. В это же время в филиале клуба на «Уралвагонстрое», кроме парашютистов готовились и планеристы.
Важнейшим направлением работы Осоавиахима в те годы была подготовка планеристов. В 1933 году ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и ЦК Осоавиахима обратились ко всем комсомольским, профсоюзным и осоавиахимовским организациям с призывом создать в республиках, краях и областях Советы содействия развитию планеризма. В Уральской области было создано 12 планерных станций и секций, из них в Нижнем Тагиле две: одна при аэроклубе, вторая — на Уралвагонзаводе. На фото планер БРО-9.
В 1937 году в Осоавиахиме вводится единая форма одежды летно-технического состава, ужесточаются требования к дисциплине. Особенно строго наказывались лица, нарушившие летные правила, влияющие на безопасность полетов. Так, например, летчик-инструктор Шихов В.С. за плохо выполненную посадку получил двое суток ареста с содержанием на гауптвахте. Инструкторский состав, опоздавший на полеты более чем на полчаса, отстранялся от летной работы от трех до шести месяцев. Аэроклуб осуществлял подготовку авиационных специалистов как с отрывом, так и без отрыва от основной работы. В 1936 году подготовлено 60 человек, получивших звание пилотов. Среди окончивших были отличники-стахановцы райотдела связи Кожевников, Белобородова. В этом же году количество летательных аппаратов в клубе возросло в два раза.
В 1937 году в клубе готовилось 12 учебных групп, в которых обучалось по 12 человек. Заместителем начальника клуба по летной подготовке был И. Мельников, а начальником учебной части — его брат А. Мельников.
В 1938 году аэроклуб готовит уже 18 групп. Группы комплектуются военкоматами, курсанты освобождаются от основной работы и находятся на полном обеспечении аэроклуба.
С 1939 года аэроклуб стал готовить по два выпуска в год, а с 1940 года в клубе обучается 300 пилотов и около 10 учебно-тренировочных самолетов были задействованы на полетах.
Выпускников, окончивших летную подготовку на «отлично», оставляли на инструкторскую работу, другие получали направление в Ульяновскую школу летчиков. Одиннадцать человек после соответствующей подготовки были направлены служить в Военно-Воздушные Силы на Дальний Восток. Тагильчанин Н.Г. Алексеев принимал участие в боях с японцами в районе Халхин-Гола, где в одном из боев сбил японского летчика — полковника, преподавателя высшей японской школы летчиков-истребителей. За этот бой Николай Григорьевич был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Затем Н.Г. Алексеев воевал с белофиннами и участвовал в Великой Отечественной войне. Свой боевой путь он закончил в Берлине.
В.С. Шихов работал на УВС электриком. Когда в 1934 году открылся аэроклуба он одним из первых пришел учиться. Окончил полный курс теоретического и летного обучения и его оставили инструктором. Теперь уже он учил юношей летному делу. Началась война и долго ему пришлось писать рапорта, чтобы отправили на фронт, но все отказывали. Готовил летчиков для фронта и ждал. И настал долгожданный день – он едет мстить за тех, кто уже никогда не вернется в родной город и аэроклуб.
Воевал на ПО-2, переоборудованном в легкий бомбардировщик. Улетали на боевое задание ночью и каждый день в новый район. Бомбили с высоты триста метров «на глазок» — приборов для бомбометания не было.
Первую боевую награду медаль «За отвагу» вручил Шихову В.С. «всесоюзный староста» М.И. Калинин. За храбрость и отвагу награжден орденом Красной Звезды, Отечественной Войны 2 степени.
Победный день Вениамин Сергеевич встретил в Германии. Его оставляли в военной авиации, но он предпочел гражданскую. Получил направление в Пермский отряд по охране лесов, потом перевелся в г. Н.Тагил. Летал на ПО-2 на Уралвагонзаводе. Когда вышел на пенсию вернулся в авиаспортклуб и работал много лет авиационным техником.
Адеев Геннадий Семенович выпускник аэроклуба и Ульяновского училища сражался в воздушных боях с врагом под Воронежем и на Курской дуге, участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Украины и Молдавии, Румынии, Польши и Прибалтики. Залпы советских орудий в поверженном Берлине салютовали о долгожданной победе, к которой так долго и тяжело шел вместе со своим штурмовым авиационным полком Геннадий Адеев.
Дважды раненый и тяжело контуженный летчик был награжден четырьмя боевыми орденами и многими медалями. После войны Геннадий Семенович окончил вечерний университет печати. Стихи, которые он пишет, знакомы многим. Работал инспектором по безопасности полетов в аэропорту «Кольцово».
Выпускник Ульяновского летного училища Талашев Анатолий Александрович направлен в Тагильский аэроклуб летчиком-инструктором в 1934 году. В начале войны со всем летно-техническим составом ушел на фронт. Победу встретил в Австрии. Награжден многими орденами и медалями. После войны летал на Дальнем востоке в чине майора и должности командира эскадрильи на самолетах Ил-28. После ухода в отставку вернулся в родной преобразившийся аэроклуб начальником штаба. Так и проработал здесь 10 лет.
Выпускник аэроклуба Кузьминых Василий Алексеевич воевал с 1942 года. Летал на истребителях. Был удивлен, когда его в разгар войны, отозвали с фронта. Как потом оказалось, что он в группе других истребителей будет сопровождать Главкома ВС Сталина И.В. в Тегеран на конференцию. Потом снова фронт. После войны служил в Батуми, а в 1984 году переехал в Нижний Тагил и работал в авиаспортклубе в должности заместителя начальника по МТО.
В начале войны весь летно-технический состав аэроклуба со всей техникой перебазировался на аэродром «Арамиль». Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа летно-инструкторского состава был сформирован 698-й легкобомбардировочный полк. Эта часть начала свой боевой путь в декабре 1941 года на аэродроме «Дягелево» г. Рязани. Затем были аэродромы Тулы, Калуги, Мосальска. В 1942 году полк был расформирован, а летно-технический состав отправлен в тыл на переучивание на новый тип самолетов Ил-2. После переучивания они были отправлены на пополнение других авиационных частей.
В начале 1943 года на аэродром Нижнего Тагила эвакуируется Калужский аэроклуб. В мае этого же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются два отряда: планерный и парашютный, которые затем преобразуются в парашютно-планерный клуб. Начальником аэроклуба назначен военный летчик В.И. Поколодный. Перед клубом ставилась задача ежегодно готовить 50 планеристов на грузовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск.
Парашютисты готовились методом проведения 10-дневных сборов и выполнением 5 прыжков с парашютом. За первое место и успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны приказом Наркома обороны СССР в 1943 году клуб был награжден переходящим Красным Знаменем, которое удерживал до 1946 года. Также был поощрен и личный состав клуба.
Выпускники клуба храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Большая их часть награждена правительственными наградами. Шестерым, особо отличившимся, было присвоено звание Героев Советского Союза:
П.А. Пологов совершил 750 боевых вылетов, сбил 30 фашистских самолетов. В одном из воздушных боев с превосходящим по численности врагом у Павла Андреевича кончился боекомплект, а Ю-88 в это время летел на бомбежку наших войск. Пологов не раздумывая повел свой истребитель на фашистского бомбовоза. Буквально за считанные секунды винтом своего истребителя отрубил хвост фашистскому самолету. Это и решило исход боя.
Родион Михайлович Суворов в боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал на Западном, Ленинградском, Волховском фронтах и в Заполярье. Был командиром 28 эскадрильи 118-го разведывательного авиационного полка. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено в мае 1944 года. Награжден Орденом Ленина, Орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и многими медалями.
Иван Сергеевич Банифатов, летчик-штурмовик, полковник, совершил 105 боевых вылетов, топил немецкие боевые корабли, участвовал в воздушных боях над Ладогой, охранял Дорогу жизни. После войны до 1964 года служил в морской авиации. Затем был начальником отдела авиаперевозок аэропорта «Пулково».
Анатолий Иванович Шмаков – мастер штурмовых и бомбовых атак. Это он в эскадрилье, а затем в полку стал инициатором — «Каждая ракета, каждая бомба – по цели». Он действительно был новатором, после его стремительных атак в воздух взлетали склады с боеприпасами, бензохранилища и доты. Только за один год войны, с июня 1944 по май 1945 года Анатолий Иванович был награжден пятью орденами и многочисленными медалями, золотой Звездой Героя СССР.
Артамонов Алексей Алексеевич совершил 37 боевых вылетов. Тридцать седьмой вылет в 1942 году стал для него последним – таранил фашистского разведчика и сам загорелся. Комсомолец Алексей Атрамонов до конца выполнил свой долг перед Родиной.
Владимир Филиппович Фуфачев, летчик-штурмовик, уничтожил и повредил большое количество вражеской техники и живой силы противника. Примечательно, что только в одном бою под Львовом лейтенант В. Фуфачев повредил и уничтожил 12 вражеских танков, 35 автомашин, 7 самоходных орудий, 4 бензоцистерны. Был тяжело ранен, получил звание Героя Советского Союза в 1945 году, награжден двумя орденами Красного Знамени, Великой Отечественной Войны 1 степени, Красной Звезды. Погиб в Германии.
Черных Сергей Александрович родился 23.01.1912 г. в Нижнем Тагиле, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. Работал в вагонном депо железнодорожной станции Нижний Тагил. В РККА с 1930 г.
В 1933 г. окончил Сталинградскую военную авиашколу и был зачислен в 61-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью, а в 1937 г. майор Черных был назначен командиром эскадрильи, а затем командиром 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.
В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Красной Звезды.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с ноября 1936 по 06.02.1937 гг. Совершил 115 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 5 самолетов лично и 2 в группе.
С 1939 г. — заместитель командующего ВВС Одесского военного округа.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. После войны его именем была названа улица в Нижнем Тагиле, а на здании школы № 23, где он учился, установлена мемориальная доска.
В 1940г. полковник Черных окончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии Генштаба.
4.06.1940 г. ему было присвоено звание генерал-майор авиации.
В июне 1940 г. Черных был назначен командиром 9-й смешанной авиационной дивизии (САД) Западного особого военного округа.
В первые часы и дни войны немецкая авиация направила основной удар на уничтожение баз, где находились самолеты новейших типов. Наша прифронтовая авиации понесла большие потери. Особый отдел за потерю самолетов арестовал генерал-майора авиации Черных, обвинив его в преступном бездействии и предал суду военного трибунала.
28.07.1941 г. он был осужден приговором Военной коллегии Верховного суда СССР на основании ст. 193-21, п. «б» УК РСФСР к расстрелу, с лишением воинского звания и с конфискацией имущества.
16.10.1941 г. приговор был приведен в исполнение в Москве.
После войны военная коллегия Верховного Суда СССР находит, что приговор подлежит отмене, а дело прекращению. 5.08.1958 г. генерал-майор авиации Черных Сергей Александрович был реабилитирован.
Сергей Александрович Герой Советского Союза, награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Закончилась война, в организациях Осоавиахима подводились итоги работы за 1945 г. Интерес представляет внеочередное заседание президиума областного совета Осоавиахима, на котором обсуждался один вопрос «О выполнении социалистических обязательств за 1945 г. Нижнетагильским парашютно-планерным клубом». В принятом постановлении отмечалось, что «парашютно-планерный клуб с честью выполнил свои социалистические обязательства и обеспечил досрочное выполнение годовых заданий по подготовке бойцов-парашютистов на 209%, по подготовке техников-укладчиков парашютов — на 186%, по подготовке пилотов-планеристов и буксировщиков — на 165%. Парашютно-планерный клуб закрепил за собой первое место по Советскому Союзу и переходящее Красное знамя Центрального совета Осоавиахима СССР, присужденное ему в 1944 г.». Президиум принял решение представить к награде начальника клуба тов. В.И. Поколодного, его помощника С. А. Сокольникова, а также инструкторов-летчиков и техников Н. Ф. Кузнецова, В. В. Федорова, Ф. И. Колоколова, И. А. Дмитриева, И. П. Михайлова, Н. А. Агафонова (зав. военным отделом ГК ВКП(б), Ф. И. Тихонова, В. К. Бойцова, С. В. Петрова (инструктор ГК ВКП(б).
Для восстановления народного хозяйства требовались материальные средства и рабочие руки, которых очень не хватало. Поэтому часть аэроклубов переводилась на однопрофильные самолетные, планерные, парашютные станции. Эту участь разделил и Нижнетагильский аэроклуб. В 1946 году клуб перебазируется в г. Калугу, а в городе остается планерная станция и авиамодельная секция. В это время планерная станция готовила в основном планеристов на спортивных и грузовых планерах. Командиром планерного звена был Федотов Владимир Васильевич, который многие годы готовил планеристов для фронта.
Начальником самолетно-планерной станции назначается выпускник первой группы этого клуба П.В. Бушин. Во время обороны Москвы он, летчик по образованию, командовал пехотным взводом, в бою был ранен и после излечения воевал во 2-й Воздушной армии. Летал на самолетах ПО-2, И-5, И-15, Р-5, ЛИ-2, совершил 40 боевых вылетов. Войну закончил в Австрии.
В 1952 году Бушина на посту начальника клуба сменяет выпускник Оренбургской летной школы майор запаса А.Г. Скрипин, награжденный 10 правительственными наградами. После войны клуб продолжал готовить планеристов и парашютистов по заданию военкоматов. Он ушел с летной работы по состоянию здоровья, но долгие годы работал преподавателем в системе ДОСААФ.
Инструктором планеристом в 1952 году пришел молодой энергичный участник войны Иванов Иван Васильевич.
Когда в 1958 г. в клуб поступили более современные планеры, он уже был начальником клуба и проработал в этой должности до 1962 г. Он много сделал для укрепления материальной базы клуба.
В 1962 году Иван Васильевич переучивается на самолет Як-12 и продолжает работу в должности заместителя начальника по летной подготовке.
В этом же году на базе планерной станции создан авиационно-спортивный клуб, начальником которого назначается военный летчик 1 класса майор запаса В.П. Каретников. Благодаря его организаторским способностям в короткое время с помощью местных властей был заново сформирован деловой и работоспособный коллектив. Клуб получает новое помещение и авиационную технику. Активизируется учебная и спортивная работа. В этом же году появляются первые мастера спорта СССР: по планерному О.Н. Карпушкина, по парашютному В.Т. Дулов.
Планеристы клуба в 1962 году начали летать на более современных планерах, которые отличались от старого парка повышенным качеством и красивым внешним видом. С получением самолетов-буксировщиков Як-12 спортсмены получили возможность тренироваться более качественно и принимать участие в соревнованиях области, Урало-Сибирской зоны и России: Митрофанов В., МС Сазыкин В., Лысенко В., Иванов Г., Латышев Г., Пискунов Ю., Эйвазов В., Подольский Л., Бекетов В., Чижова Н. и многие другие.
Клубу выдано контрольное задание на подготовку планеристов-спортсменов — 20 человек, судей по авиационным видам спорта — 5 человек, авиамоделистов 3 разряда — 25 человек, судей по авиамодельному спорту -10 человек.
Приказом № 25 от 6 февраля 1962 г. Областной комитет ДОСААФ закрепляет за клубом планерный кружок первичной организации ДОСААФ металлургического комбината г. Серова.
В 1971 году в ходе очередной реорганизации планерное звено закрыли и создали самолетное звено на самолетах Як-12. Пришли новые спортсмены Куликов С., Новиков Н., Бурдаков Г., Ионин Ю., Бекетов В., Чижова Н., Ведмецкий В., Кондратьев В., Гордиенко П., Харин А., которые в последующей своей работе выбрали авиацию.
В короткие сроки ребята переучились и стали успешно выступать в соревнованиях и показывать приличные результаты в личном и командном первенстве. Многие поступили в авиационные училища России.
Большой вклад в дело организации летной работы клуба внесли его ветераны. Свой путь в авиацию слесарь Уралвагонзавода Василий Чащин начал с занятий планерным спортом в Нижнетагильском аэроклубе. Чащин В.А. в клубе начал работать с 1956 года летчиком-планеристом.
Василий Александрович Чащин — опытный летчик-инструктор. Любовь к авиации у него появилась с детства.
Жил он в небольшой деревне Ирбитского района. Не было там ни кружков, ни самолетов. Мальчишка читал книги, мастерил бумажные модели, подвешивал их к потолку и любовался.
Шли годы, Василий подрос, закончил семилетку, мечта стать летчиком не проходила. Приехал в Тагил, пришел в самолетно-планерную станцию курсантом. Началась напряженная учеба и работа на УВЗ, а все свободное время проводил на аэродроме. Первым его наставников был старый инструктор Р.К. Сыч, он многим дал путевку в небо.
Мечта о небе привела уральского паренька в Калужское авиационное училище летчиков. С 1958 года Василий Александрович в родном Нижнетагильском АСК обучает летному делу курсантов. Многолетний опыт, любовь к делу ставят его в число лучших инструкторов. Первыми его учениками были вырубщик сортопрокатного цеха Валерий Банников, машинист крана механического цеха Геннадии Иванов, машинист компрессора водонасосной станции Тамара Сень и другие. С 1964 по 1976 годы Чащин возглавляет АСК. Это время было периодом активизации летной работы и парашютного спорта, Летчик 1-го класса авиации ДОСААФ Чащин сплотил вокруг себя энергичную и талантливую молодежь, которая жила небом и мечтала о рекордах. Именно в бытность Василия Александровича начальником АСК парашютисты Нижнего Тагила устанавливают в 1966 году знаменитый мировой рекорд на точность приземления, В те годы было подготовлено 8 мастеров спорта СССР. Когда по состоянию здоровья Чащину пришлось оставить летную работу, он не расстался с родным авиационно-спортивным клубом. Долгие годы он работает старшим техником связи. Энергии и таланту Василия Александровича можно только удивляться. Опытнейший авиамоделист, он свои знания и умения передает подрастающему поколению. Создал музей авиации в городской станции юных техников, где мальчишки и девчонки приобщаются к бесконечно интересному и волнующему миру летательных аппаратов. Трудился в авиаспортклубе 50 лет.
За период с 1962 по 1976 годы в клубе подготовлено 13 мастеров спорта СССР — 7 кандидатов в мастера спорта, 170 спортсменов 1-го разряда, около 4000 — 2-го и 3 разрядов. В клубе ежегодно занималось свыше 300 юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с парашютом и около 800 часов налета на самолетах.
Дулов Виктор Тихонович был одним из авторов теперь уже легендарного мирового рекорда на точность приземления в 1966 году, когда вместе с В.А. Барахниным, Б.В. Шешуковым он стал рекордсменом мира и СССР в групповом прыжке. Нижнетагильский авиационно-спортивный клуб поистине стал его судьбой. Здесь, молодым рабочим Нижнетагильского металлургического комбината начал заниматься парашютным спортом, а потом в составе воздушно-десантных войск участвовал в известных событиях в Венгрии в 1956 году. После увольнения в запас в 1962 г. вернулся в клуб и приступил к тренировочным прыжкам. Чуть позже поступил в Калужское летное училище, после окончания которого, вернулся инструктором-летчиком в парашютное звено, работал командиром звена. Успехи сопутствовали Виктору Дулову в его спортивной карьере.
Мастер спорта СССР по парашютному спорту, неоднократный чемпион Уральской зоны в составе команды, призер России в личном первенстве совершил 1500 прыжков с парашютом. В 1976 г. возглавил авиаспортклуб и проработал на этом посту до 1989 г. Будучи начальником авиаспортклуба Дулов В.Т. проделал большую работу по строительству аэродрома на новом месте – район населенного пункта Быньги. В авиаспортклубе проработал 30 лет.
Здесь же он встретил свою будущую жену Людмилу, которая в клубе работала врачом и летала на планере. Через годы их дочь Светлана тоже решила прыгать с парашютом. Светлана – Мастер спорта СССР и чемпион Уральской зоны по парашютному многоборью. Имеет на своем счету более 2100 прыжков с парашютом. А сейчас готовит начинающих парашютистов к их первой встрече с небом. Этого ей показалось мало — освоила спортивный самолет Як-52. Участвовала в Чемпионате России по высшему пилотажу. Светлана уже более 19 лет работает в авиаспортклубе врачом, .
Сын Виктора Тихоновича Дулова Дмитрий в Нижнетагильском АСК начал прыгать с парашютом в 15 лет. До армии успел добиться прекрасных спортивных результатов. Десантником принимал участие в чеченской войне, награжден орденом «Мужества». Из-за ранения не смог продолжать заниматься парашютным спортом, но и по сей день является его активным пропагандистом.
Подоксенов Сергей Михайлович пришел в авиаспортклуб на должность летчика-инструктора на самолетах Як-52 после окончания ВАУЛ. В этот период готовили 16-летних юношей для военных летных училищ. Сергей Михайлович имеет 1 разряд по самолетному спорту, летчик 1 класса авиации РОСТО. Он в 1989 году возглавил АСК. Летает на самолетах Як-50, Як-52. Як-55, Ан-2 и вертолете Ми-2.
За добросовестное отношение к труду награжден грамотами ОК ЦК ДОСААФ.
В родной аэроклуб Виктор Шитов пришел 40 лет назад. Освоил полеты на планерах. Потом увлекся парашютным спортом. Свободного времени у юноши не было. Работал на Высокогорском механическом заводе, учился в горно-металлургическом техникуме и летал на планерах. Служба в Вооруженных Силах не разлучила с авиацией, так как попал он в Военно-Воздушные Силы.
В 1974 году Виктор Шитов окончательно определился в своей жизни и перешел на летно-инструкторскую работу в Нижнетагильский АСК. И вот почти 36 лет за штурвалом самолета.
Виктор Филиппович — человек удивительной работоспособности. Опытный летчик, он с удовольствием занимается любым делом: оборудует классы наглядными пособиями, участвует в подготовке аэродрома к полетам.
Командир авиационного отряда Шитов В.Ф. в клубе прошел все должности от спортсмена до начальника. Летчик, передающий свой богатый опыт молодому поколению, в то же время не стесняет молодых своей опекой.
О таком летном долголетии можно только мечтать. Около тридцати шести лет поднимает в небо самолеты летчик-инструктор Виктор Филиппович Шитов. Многие его ученики давно окончили летные училища, успешно летали в различных уголках нашей необъятной страны и вышли на пенсию. А он каждый день приходит в Нижнетагильский авиационно-спортивный клуб, чтобы учить молодежь профессии летчика. Восемь типов самолетов и планеров освоил Шитов, десяткам ребят дал путевку в небо.
Бушма Федор Федорович с 1986 года работал в авиаспортклубе в должности летчика-инструктора-парашютиста после окончания ВАУЛ. Через год он назначен командиром парашютного звена. В этот период успешно готовили курсантов для службы в ВДВ. Команда многоборцев продолжала радовать своими успехами. В 1993 году назначен начальником авиаспортклуба.
Карлушин Владимир Анатольевич пришел в авиаспортклуб в 1975 г. Начал работу авиационным техником, после окончания Иркутского авиационного училища назначен инженером ИАС, летал в клубе спортсменом. Переведен на должность инструктора – летчика. За это время много подготовил юношей, которые поступали в летные училища, и успешно окончив их, летали по всему Советскому Союзу. А Карлушин В.А. продолжал работать в клубе командиром звена, заместителем начальника по летной подготовке, начальником АСК. Пришло время, и он ушел на заслуженный отдых.
На должность начальника АСК на конкурсной основе принимается бывший командир самолетного звена Курганского АСК Коновалов В.Н. На его долю выпало восстанавливать доброе имя авиаспортклуба после катастрофы. В стране в это время началась переоценка ценностей. Клуб – бюджетная организация, оказался без средств к существованию. Председатель Областного Совета и Владимир Николаевич встретились с мэром города Диденко Н.Н., и им удалось договориться о частичном финансировании клуба, хотя это в целом не решало проблему, но клуб продолжал жить, работать, готовить допризывную молодежь к службе в армии.
После ухода Коновалова В.Н. на пенсию начальником АСК в 2000 году назначается выпускник клуба, окончивший ЗАУЛ летчик-инструктор Исмаилов Руслан Рафаилович, который деловым подходом к порученному делу сумел за сравнительно короткий срок отремонтировать авиационную технику, приобрести горюче-смазочные материалы, подобрать работоспособный коллектив и продолжить спортивную работу в клубе. Сегодня клуб готовит также парашютистов и в других районах — Верхней Салде, Новоуральске, Качканаре и др.
Только за последние пять лет в авиаспортклубе подготовлено:
— начинающих парашютистов более 2 000 человек,
— КМС 5 человек,
— спортсменов-летчиков 11 человек.
Карпушкина Ольга Наумовна училась и летала в Киевском республиканском аэроклубе. Окончила Калужское летное училище с отличием и начала свою летную биографию в Свердловском аэроклубе где и проработала три года. В 1962 году началась реорганизация авиационных организаций ДОСААФ и планерное звено перевели в город Нижний Тагил. Сюда переехала и семья Карпушкиных. Ольга Наумовна приступила к летной работе летчиком-инструктором, потом командиром звена, а Владимир Алексеевич Карпушкин – авиационным инженером. Она в сборной команде области принимала участие в Зональных соревнованиях и на первенство России. Шли годы, росло мастерство. Она — чемпион Зональных соревнований по отдельным упражнениям, а потом и абсолютный чемпион Урало-Сибирской зоны. Стала мастером спорта СССР, а потом летчиком 1 класса авиации ДОСААФ. Летала на самолетах Як-12, Як-18, планерах «Приморец», «Бланик», А-13, А-11, БРО-9, БРО-12. Налет составил 4 500 часов. Многие ее ученики окончили летные училища и работают в разных уголках России, часто приезжают в родные стены. Много лет летала Ольга Наумовна, и теперь продолжает трудиться в авиаспортклубе. Общий стаж работы в авиаспортклубе – 47 года, а в авиации – 52 лет.
Гоман Валентин Карлович начал прыгать в Свердловском аэроклубе. Окончил горный институт и получил назначение в г. Н.Тагил на НТМК. Здесь парашютной секции не было. Валентин Карлович с военным летчиком Фрейчко Борисом Борисовичем объединили группу единомышленников работников НТМК. Дулов В.Т., Горбунов В.И., Аристов В.А., Барахнин В.А., Маркова С. и продолжали тренироваться в Свердловске и показывать неплохие результаты. Они занимались организацией парашютной секции в своем городе, проделали большую работу по подготовке и оборудованию учебной базы для открытия парашютной секции в г. Н.Тагиле, добились чтобы из Свердловска передали самолет Як-12, а потом и самолет Ан-2.
Основная нагрузка по подготовке начинающих парашютистов ложилась на плечи общественных инструкторов — готовили курсантов ВДВ к службе в армии и спорт не забывали. Команда стала занимать призовые места в соревнованиях различного ранга. Появились мастера спорта СССР. И этими достижениями клуб обязан инженеру НТМК, общественному тренеру Гоману В.К.
Так в 1978 году команда парашютистов в составе МС: Ермилова Г. (капитан), Иванова В., Кожевникова П., Меркер А., Горячевой Н. заняла 1-е место на зональных соревнованиях. В этом же году на первенстве России команда заняла общее третье место и первое место в групповом прыжке на точность приземления.
В семидесятые годы пришел в авиаспортклуб молодой летчик из аэрофлота командира самолета Ан-2 Коноплев Владимир Григорьевич и закипела работа. Летал много, прыгал с парашютом, готовил молодежь к службе в ВДВ. Работал командиром парашютного звена, зам. начальника по летной подготовке летчик 1-го класса авиации ДОСААФ. Заслуженный рационализатор авиаспортклуба.
За большой вклад в подготовку молодежи к службе в армии награжден знаком ЦК ДОСААФ «За активную работу».
В 1984 году на смену самолетам Як-12 пришли новые пилотажные самолеты Як-52. Клуб получил задание готовить 16-летних юношей с двухлетним обучением к поступлению в летные училища. Пришли молодые инструктора – летчики Буров В., Подоксенов С., Зарихин В., Данилов А., Ботов А., Сорокин Б., Ласица О., Киселев Д., Бахматов В. При саннорме налета 4часа 30 минут при 6-ти часовой летной смене инструкторы-летчики смогли урезать пересадку курсантов с 5 минут до 3 минут, поэтому налет на летную группу всегда был выполнен. Клуб сделал пять выпусков. В летные училища России поступили многие курсанты: Гнетецкий И., Березин А., Барский В., Якушин Е., Слепов К., Иванченко М., Устинченко И., Ананьин М.
В 1990 г. пришел в клуб МС по высшему пилотажу, летчик-инструктор Трофимов С.Б. В клубе появился первый тренер по самолетному спорту. За 6-ти часовую летную смену летчик-инструктор Трофимов выполнял 8-9 зон на сложный и высший пилотаж. Им были подготовлены спортсмены-летчики: Мастюгин А., Огурцов В., Ботова И., Иванов В., Исмаилов Р., Антоновский Э.
В Нижнетагильский авиационно-спортивный клуб Павел Безруков пришел еще совсем мальчишкой. Ходил на все занятия, но до прыжков не допускали, инструкторы говорили: мал еще! Зато помогал на старте, участвовал в укладке парашютов, работал «штабным» фотографом, запечатлев немало интересных моментов из жизни парашютистов. Настало время и он встал в строй для предпрыжкового осмотра. Со временем стал выполнять сложные прыжки, его включили в команду клуба. После службы в воздушно-десантных войсках вернулся в родной АСК. С 1987 г. и по настоящее время работает в авиаспортклубе инструктором парашютно-десантной подготовки. Он бессменный тренер парашютной команды авиаспортклуба. За этот период подготовил сотни парашютистов к службе в ВДВ и спортсменов-разрядников. Павел — Мастера спорта СССР по парашютному спорту, имеет на своем счету более 3500 прыжков с парашютом, судья республиканской категории, победитель многих соревнований.
Нина Безрукова (Кацабова) начинала прыгать с парашютом на аэродроме «Гальянка». За короткий срок добилась значительных результатов в спорте. Является Чемпионом ПВО и ВВС по групповой акробатике, рекордсмен СССР по групповой акробатике, Мастер спорта СССР, судья по спорту 1 категории, совершила 3000 прыжков. На фото слева направо Мастера спорта А. Меркер, М. Беланова, Н. Безрукова.
Нина Михайловна воспитала двоих детей – спортсменов-парашютистов:
— сын Алексей — член молодежной сборной команды области, чемпион страны среди юниоров в командном первенстве, кандидат в Мастера спорта.
— дочь Александра имеет на своем счету 144 прыжка с парашютом.
Францев Виталий Александрович родился в г. Нижнем Тагиле в семье потомственных рабочих. По окончании школы, поступил в СПТУ, хотел стать машинистом тепловоза. Однажды прочитал объявление в училище о наборе в группу парашютистов. Записался. Начались занятия, стало интересно. Совершил свой первый прыжок и был «на седьмом небе». Ко дню призыва в армию он уже имел 1 разряд по парашютному спорту и твердое желание служить в ВДВ. Там его быстро заметили, включили в сборную команду ВДВ. Он стал много прыгать, появился опыт. Виктор Александрович участник многих всесоюзных и мировых чемпионатов по парашютному спорту, рекордсмен и чемпион мира и России, мастер спорта международного класса, прыгал днем и ночью, с больших и предельно малых высот. 4 раза принимал участие в соревнованиях Блока НАТО, почетный легионер французского легиона. Был участником высокогорных прыжков на Памир и Тянь-Шань. Всего выполнил 10 530 прыжков. Установил 9 мировых рекордов. Францев В.А. является одним из немногих в России, кто буксировался на фале за самолетом с последующей отцепкой и открытием парашюта в свободном падении. Учитывая его опыт, пригласили испытывать парашюты.
Когда настало время заслуженного отдыха, Виталий Александрович полностью посвятил себя работе с подрастающим поколением парашютистов в родном клубе. Он рано ушел из жизни, но остался в сердцах работавших с ним людей и его воспитанников.
Лебедев Владимир Александрович начал летать в клубе планеристом после службы в СА в 1962 году. Закончил Калужское летное училище и вернулся в клуб летчиком-инструктором. Работал командиром звена. Летчик 1 класса авиации ДОСААФ. После списания с летной работы по состоянию здоровья остался в клубе на должности инженера ИАС, на которой проработал до 1993 года.
9 мая 1993 года во время проведения показательных выступлений на театральной площади Нижнего Тагила произошло тяжелое летное происшествие. Клуб оказался на грани закрытия. И только благодаря поддержке мэра Нижнего Тагила Н.Н. Диденко, принявшего нелегкое решение о финансовой поддержке клуба, он продолжал работу.
Многие выпускники авиаспортклуба успешно занимались парашютным и самолетным спортом, а когда призвали их в ряды защитников Отечества участвовали в Афганских и Чеченских событиях.
Алексеев Владимир Сергеевич начинал свою деятельность в авиаспортклубе в группе парашютистов, потом летал на самолетах Як-12. Когда призвали в ряды Вооруженных Сил служил в ВДВ. Два года воевал в Афганистане. Вернулся в авиаспортклуб на должность заместителя начальника авиаспортклуба по политподготовке и продолжил тренировочные полеты на самолетах Як-52. участвовал в группе ограниченного контингента миротворческих сил в Югославии.
За свой ратный труд награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За Отвагу»РФ, медалью «За Отвагу» от Афганистана, медалью ООН за укрепление мира и другими медалями. Награжден Почетным знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть»
Марьюшкин Владимир Викторович после окончания авиаспортклуба служил в ВДВ. Принимал участие в афганских события. Награжден медалью «От благодарного афганского народа», медалью «За Отвагу».
Удалов Олег Николаевич спортсмен-парашютист 1 разряда Нижнетагильского авиаспортклуба. Служил в полку ВДВ в группе ограниченного контингента войск в Афганистане с октября 1985 г. по май 1987 года. Награжден медалью «От благодарного афганского народа». После демобилизации вернулся в авиаспортклуб и продолжил занятия парашютным спортом.
Бабенко Виктор Владимирович прошёл подготовку в Н.Тагильском авиаспортклубе по программе 10-ти дневных сборов подготовки юношей к службе в ВДВ. Срочную службу проходил в группе ограниченного контингента войск в Афганистане. За боевые заслуги имеет ряд правительственных и общественных наград.
В настоящее время член Областной думы Законодательного собрания.
Тонкушин Игорь Владимирович после окончания Нижнетагильского авиаспортклуба был призван в ряды Вооруженных Сил и служил в ВДВ. Воевал в Афганистане. За заслуги перед отечеством награжден медалями «За ратную доблесть», «Ветеран боевых действий», «Ветеран-интернационалист», «От благодарного афганского народа» и многими другими.
После увольнения в запас вернулся на ВСМПО в родной город и уже сам стал готовить молодежь к службе в СА. Создал парашютно-десантный клуб «Титан», где ребята постигают азы парашютной и водолазной подготовки.
Банников Андрей Викторович воин-десантник. Он принимал участие в боевых действиях Афганистане и за боевые заслуги и заслуги перед отчеством награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За укрепление боевого содружества», «От благодарного афганского народа», орденом «За заслуги перед РСВА и Отечеством», и другими медалями.
Андрей Викторович является депутатом городской думы и председателем городской организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» с 2004 года.
В 2000 году удостоен благодарности Верховного Главкома ВС РФ В.В. Путина за заслуги и достижения перед отечеством. В 2003 году А. Банников награжден знаком Ордена Кавалеров Почетного Ветеранского Креста 3 степени.
Андрей Викторович – активный помощник авиаспортклуба в деле подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.
Белов Евгений Сергеевич начал заниматься парашютным спотом в авиаспортклубе еще до армии. Участник областных и зональных соревнований по парашютному многоборью. В армии служил в ВДВ и был направлен в Афганистан. Награжден медалью «От благодарного афганского народа».
Дулов Дмитрий Викторович очень рано начал прыгать и к моменту призыва в Вооруженные Силы имел уже первый разряд по парашютному спорту. Служил в 12-ой отдельной бригаде СПЕЦНАЗа, принимал участие в Чеченских событиях. Награжден орденом Мужества, медалью «Десантное братство».
Предеин Василий Валерьевич пришел в авиаспортклуб с группой начинающих парашютистов горно-металлургического техникума, где он учился на маркшейдера. Закончили теорию и перед прыжками медкомиссия Василия забраковала – не хватило веса. Но он упорно продолжал ходить в клуб. В марте месяце он все-таки совершил первый прыжок. Начались тренировки, появился опыт и первые результаты: — он член сборной команды АСК. На областных соревнованиях команда клуба занимает первое место. Срочную службу проходил в ВДВ в Белоруссии. Вернулся В.Предеин в АСК возмужавшим, подтянутым и с большим желанием прыгать. Его приняли на должность инструктора ПДП. Вскоре он переучивается на самолет Ан-2 и работает летчиком-инструктором. Является тренером команды парашютистов. Он сам участвовал в соревнованиях, выполнил норматив Мастера спорта СССР, стал летчиком 1 класса.
Многие годы руководил парашютным звеном и всего себя отдавал работе с молодежью. За большой вклад за подготовку молодежи к службе в рядах ВДВ награжден знаком «За активную работу», многими грамотами и ценными призами ЦК ДОСААФ и Свердловского Областного Совета.
Абрамов Николай Иванович занимался в авиаспортклубе в группе планеристов в 1962-1963 гг. Поступил в ЧВВАКУШ и с 1969 года служил в ВВС ТуркВО и Северной группе войск.
Летал на самолетах Ил-28, Як-28, Су-24. общий налет составил -3500 часов. Воевал в Афганистане, совершил 38 боевых вылетов. Награжден орденом «За службу Родине» 3 степени и 9 медалями.
Якушин Валерий Николаевич летал в группе планеристов, закончил ЧВВАКУШ и проходил службу на Кавказе.
В 1982-1985 гг. воевал в Афганистане, потом служил в Белоруссии. Награжден орденом Красной Звезды и орденом Афганистана, 9 медалями Российской Федерации. Начальник штаба полка, подполковник. Совершил 600 прыжков с парашютом.
Воспитал двух сыновей:
— Саша закончил Ейское высшее летное училище и летал на самолетах Су-24, майор запаса.
— Евгений закончил Н. Тагильский авиаспортклуб на самолетах Як-52, Уральский политехнический институт. Работает на железной дороге инженером.
Усенков Александр Иванович работает в авиаспортклубе 26 лет. Пришел в АСК мальчишкой, летал на планерах и работал в мартене на НТМК. Потом перешел в клуб авиатехником. Показал себя с положительной стороны и после окончания Егорьевского АТУ ГА назначен инженером ИАС. За успехи в труде неоднократно поощрялся командованием авиаспортклуба, председателем Свердловской областной организации РОСТО (ДОСААФ), ЦС РОСТО (ДОСААФ).
Команды клуба по парашютному многоборью и классическому парашютизму успешно выступали в соревнованиях различного ранга и занимали всегда призовые места. Энтузиасты парашютного спорта Гоман В.К., Ермилов Г.Н., Толстов Г.С., Меркер А.И., Клюкина Л.И., Пояркова Г.С., Шешуков Б.В и многие другие своими достижениями в спорте прославили авиаспортклуб. Они внесли большой вклад в подготовку начинающих парашютистов и парашютистов для ВДВ. Команда авиаспортклуба в составе Манукянц А., Афанасьевой С., Амплеева Ю., Останина С., во главе с тренером и капитаном команды Афанасьевым А.Г. несколько лет подряд удерживала первенство Урало-Сибирской зоны.
В 1984 году молодой инструктор-летчик-парашютист А.Л. Бухвалов начинает развивать в Нижнетагильском авиаспортклубе новый вид спорта – парашютное многоборье. На аэродроме «Гальянка» проводится спортивная подготовка (кросс, парашютные прыжки на точность приземления).
В 1985 году уже организованы две команды по семь человек в каждой, привлечена молодежь. Занятия и тренировки идут полным ходом. В подготовку команды-многоборцев привлекается молодой инструктор ПДП Афанасьев А.Г.
Сам он тренировался в первом составе. Все начиналось, как все новое, с нуля. Никто не знал как сочетать подготовку спринтера (плавание 100м) с подготовкой стрелка (из положения лежа 20 выстрелов, дистанция 50м) и кроссовую подготовку (мужчины 3 км, женщины 1,5 км). Ну а парашютные прыжки на точность приземления – эта дисциплина была давно забыта.
Многие часы, проведенные в библиотеках, общение с лучшими тренерами Н.Тагила, увлеченность и просто природный дар тренера А.Г. Афанасьева дали свои результаты. За 2 года он подготовил 2 состава мужской и один состав женской команды, который оставался неизменным на протяжении более 3-х лет: С. Афанасьева, А. Манукянц, И. Белова.
Женская команда неоднократно занимала первые места на соревнованиях различного уровня. В 1988 году – 1 место на международных соревнованиях г. Рыбинске. На этих соревнованиях С. Афанасьева и А. Манукянц выполнили норматив Мастера спорта. В следующем 1989 году на первенстве России среди юниоров норматив МС выполняет и И. Белова.
Всего за годы занятий и тренировок тренер А. Афанасьев подготовил четыре Мастеров спорта: С. Чащин; И. Белова; С. Афанасьева; А. Манукянц и восемь кандидатов в Мастера спорта: Е. Белов, Г. Колотов, Ю. Амплеев, С. Останин, А. Кулаков и др.
После продолжительного затишья в Н. Тагильском АСК вновь была команда, вновь были КМС и МС.
Но все изменилось после 1990 года. Сменился начальник АСК. Дулов В.Т. ушел на пенсию. Ушли из клуба все многоборцы во главе с А. Афанасьевым. Вновь настали годы спортивного затишья.
Но в 1997 году вернулся в клуб костяк команды по многоборью: С. Чащин, И. Белова, С. Афанасьева, Е. Белов. Из прежних спортсменов-парашютистов вернулись К. Гордиенко, В. Васильцов, В. Луценко. Спортивная жизнь клуба снова стала возрождаться.
1998 год – участие команды на зональных соревнованиях по классическому парашютизму, С. Чащин, А. Панфилов, К. Гордиенко, И. Белова, С. Афанасьева. О Нижнетагильском авиаспортклубе вспомнили и заговорили в Уральском регионе.
В 2000 году начальником АСК стал Р. Исмаилов. Стало возможным развивать в Н. Тагильском авиаспортклубе новые виды спорта: групповая и купольная акробатика, самолетный спорт.
Развитием купольной акробатики занялся Евгений Аникаев, выполнивший первый прыжок 26 марта 1988 года в Н.Тагильском АСК.
1 разряд по «классике» выполнил на городских соревнованиях летом 1989 года. В середине лета 1990 года уехал из Нижнего Тагила на Украину, поступил в Харьковское ВВАИУ.
В 2000 году Аникаев Е.П. вернулся в АСК. Евгений имел некоторый опыт в прыжках на купольную акробатику. Ему было предложено развивать это направление с кем-нибудь из спортсменов авиаспортклуба. Выбор пал на Дмитрия Иванова. Первую «Этажерку» собрали на парашютах «Талка» в конце апреля 2000 года. А уже в июне сделали первый «Колокол». В команду пришел третий человек — Евгений Белов.
В 2001 команда начала выступать на показательных выступлениях в г. Н.Тагиле с номером по купольной акробатике. Андрей Бушуев присоединился к команде летом 2002 года, очень быстро «вошёл в колею». Видя успехи, руководство Нижнетагильского АСК зимой 2004 года закупило для команды по купольной акробатике парашюты «Радар».
В 2002 году начинаются тренировки по групповой акробатике. Тренер – Беланов Г.И.
Тренировки проводились по программе «двоек». В 2003 году стало возможным провести городские соревнования, включив в программу соревнований упражнение по групповой акробатике (за определенное время построение наибольшего количества фигур в свободном падении вдвоем.)
Места распределились следующим образом:
Г.Беланов – А. Демин
К. Гордиенко – О. Башинский
И. Белова – В. Гордиенко.
А. Панфилов – А. Балуева.
На фото слева направо: А. Панфилов, И. Белова, Г. Беланов, В. Гордиенко, О. Башинский.
Спортсмены авиаспортклуба по самолетному спорту принимают участие в соревнованиях различного ранга: городские, областные и Урало-Сибирской зоны, Чемпионате России по высшему пилотажу и добиваются неплохих результатов.
На зональных соревнованиях, на Чемпионатах России по высшему пилотажу летчик – инструктор Гинятуллин Х.Х. занимал призовые места по упражнениям и в личном зачете.
В 2000 году впервые в истории клуба команда по самолетному спорту выступила на Чемпионате России по высшему пилотажу г. Серпухов и заняла 6 место из 12 команд. Команда выступала в следующем составе: мастера спорта по самолетному спорту С. Трофимов, Х. Гинятуллин и перворазрядник Р. Исмаилов.
В 2001-2002 году на Чемпионате России в составе команды выступала и женщина. На протяжении 2-х лет состав команды не менялся: МС по самолетному спорту С. Трофимов, Х. Гинятуллин и спортсменка второго разряда С.Афанасьева.
На фото слева направо: Х. Гинятуллин, С. Афанасьева, С.Трофимов.
В 2003 году команда в составе Х. Гинятуллина, С. Афанасьевой, С. Трофимова, А. Мастюгина заняла первое место на Чемпионате России, Уральской зоне по высшему пилотажу.
Команда в составе Мастеров спорта С. Трофимова, Х. Гинятуллина, спортсменов С. Зайцева, А. Старкова заняла в Уральской зоне по высшему пилотажу:
— в 2006 году – 2-е место
— в 2007 году – 2-е место,
-в 2008 году – 3-е место.
На фото слева направо А. Старков, Х. Гинятуллин, С. Зайцев, В. Шитов, авиатехник Д. Бердников.
В 2009 году команда клуба принимала участие в Международных соревнованиях по самолетному спорту.
Большую помощь в работе клуба оказывает администрация города Нижнего Тагила во главе с мэром, Городская Дума, председатель Союза ветеранов Афганистана А.В. Банников, директор ООО ТПП Уралавтозапчасть Демин А.А., спортсмен-летчик Делидов Ф.Н., выпускник АСК Алексеев В.С.
Демин А.А. после прыжка
Делидов Ф.Н. готовится к взлету на самолете Як-52
В настоящее время летно-технический состав и материальная база готовы к выполнению полетов и парашютных прыжков любой сложности.